Мои тренды SEO 2021

Тенденции и тренды в SEO в 2021 году

Итак, закончился непростой 2020, который запомнится нам надолго своими локдаунами, удалёнкой и новым взглядом на мир вокруг нас. Наступил 2021 и многие пересмотрели взгляды на привычные вещи и планируют свою жизнь и профессиональную деятельность под иным ракурсом. В этой статье я расскажу о том, какие небанальные тенденции ожидают нас в seo в 2021 году, что изменится в подходе к продвижению сайтов, и что непосредственно планирую я пересмотреть как частный специалист по оптимизации сайтов.

Содержание статьи

  1. Общие тренды и изменения в SEO 2021
  2. Мои планы на год
  3. Выводы

Тренды поискового продвижения в 2021 году

Google VS Яндекс

В рунете лидером всегда был Яндекс. Это в своем роде уникальный случай, потому что после блокировки Яндекса на Украине Россия стала единственной страной с примерно равной долей поисковых систем. Все оптимизаторы постоянно продвигали сайты в первую очередь под эту поисковую систему, а по остаточному принципу уже занимались Google.

Доля поисковых систем в России в 2017 году
Доля поисковых систем в России в 2017 году

Видно, что с переменным успехом доля поисковиков была примерно одинаковой. Теперь посмотрим, что изменилось к 2020 году:

Доля поисковых систем в России в 2020 году
Доля поисковых систем в России в 2020 году

Тенденция очевидна. Google в России все больше и больше становится популярным. Причин этому может быть много. Можно говорить о преимуществах в мобильных телефонах как поисковой системы, можно говорить о слишком жадном Яндексе… Но факт остается фактом – Google уже лидер и, скорее всего, будет оставаться им и дальше, увеличивая свое влияние. Поэтому в 2021 году оптимизаторы и специалисты по поисковому продвижению должны уделять внимание в первую очередь Google. Ну а отсюда и вытекает все что с этим связано. В этом году обязательно уделите внимание, если еще не слышали следующим вещам:

  • Core Web Vitals
  • Google Passage
  • EAT и YMYL
  • Rich Snippets

Тренд продвижения не в поиске для SEO

Поисковые системы любят, когда на сайт приходит непоисковый трафик и чем больше, тем лучше. По источникам его можно разделить на:

  • Прямой – браузерные закладки, прямой набор сайта в адресной строке.
  • Социальный – трафик из любых соцсетей.
  • Реферальный – трафик по ссылкам других сайтов.
  • Рекламный – трафик с контекста и систем рекламы.
  • И прочие источники – сюда можно отнести любой другой трафик. Например, из мобильных приложений, мессенджеров или почтовых рассылок.

В доказательство этой гипотезы можете взять 2-3 конкурента или сайта с хорошей видимостью, похожих на ваш в вашей тематике и проанализировать источники трафика любыми общедоступными сервисами (Similarweb, Spywords, Keyso, Ahrefs). Вы заметите, что доля непоискового трафика для этих сайтов существенна.

Работать с непоисковым трафиком в каждой тематике нужно по своему. Поэтому тут нет общих рекомендаций. Не стоит также “распыляться” на все каналы. Для поискового продвижения вполне достаточно 1-2 качественных источников, которые будут давать 5%-20% трафика, чтобы поисковые системы вас полюбили. Отталкиваясь от портрета аудитории подберите релевантные для вас площадки, на которых могут быть потенциальные посетители и клиенты. Исходя из бюджетов и ресурсов оцените платные каналы привлечения.

Тенденция глобального трафика такова, что поисковый трафик сейчас составляет только малую ее часть и будет составлять все меньше. Все прекрасно знают про канибализацию трафика Яндекса в Рунете. А если говорить про мировые примеры, то, например, доля интернет-продаж в Amazon составляет сейчас по разным исследованиям от 50% от доли всех покупок в интернете в США. А YouTube сейчас из видеохостинга и социальной сети стал второй по популярности поисковой системой в мире.

Специалистам по SEO все это должно говорить о том, что необходимо переквалифицироваться из узконишевой оптимизации в поисковых системах на комплексное продвижение на других платформах. Не обязательно быть профессионалом в продвижении на YouTube или TikTok, но вы должны знать основные глобальные каналы и понимать как они работают, чтобы поисковая оптимизация работала в комплексе.

Накрутка поведенческих факторов в 2021

Трендом последних лет в среде SEO стала накрутка поведенческих факторов. В Рунете в 2020 году случился настоящий бум в этом направлении, хотя она работала уже давно. Был период, когда Яндекс сильно фильтровал эти факторы (после 2014 года), но по-крайней мере с 2017 года они работают очень хорошо. Массовая волна в этом направлении спровоцировала Яндекс на новый виток борьбы с этой напастью, но пока что победа на стороне накрутчиков. Ситуация в Google менее заметна, но там эти факторы действуют не так, как в российском конкуренте. Алгоритмы машинного обучения нуждаются в биг дате и чтобы обучить нейросеть нужны данные от пользователей. Чем прекрасно и манипулируют специалисты по продвижению этого направления. Апдейты Яндекса в декабре 2020 и конце января 2021 сильно выкосили самых наглых, но в топе до сих пор полно накрученных проектов.

Тенденция в 2021 году сохранится и поисковые системы продолжат бороться с накруткой поведенческих. Поэтому кто еще не начал работать в этой области может не успеть заскочить в уходящий поезд. Крутить как раньше скорее всего уже не получится. Но подкручивать и улучшать естественным образом, оптимизируя конверсию, скорость загрузки и взаимодействия посетителей с сайтом – вполне.

Что еще не будет или уже не тренд SEO в 2021 году

В статьях моих коллег на эту тему замечаю очень много тенденций, которые в силу своих обстоятельств еще не будут работать в 2021 году, так как “рано” как для поиска, так и для аудитории. Перечислю кратко:

  • Голосовой поиск не будет в Рунете в 2021 году. У нас в стране просто не привыкли / не тот менталитет / не удобно искать / нет как такового локального поиска и продвижения. Поэтому не прилагайте свои усилия на оптимизацию страниц под голосовые запросы, их нет.
  • Проникновение Machine Learning в область SEO. Очень много специалистов по SEO начали изучать и проходить курсы машинного обучения, программирования и анализа данных. Все это очень интересно, современно, но очень слабо связано с областью оптимизации сайтов. Задача специалиста – реверсия поискового алгоритма, выявления работающих на практике вещей и внедрения их на сайт. Попытка реверсии результата машинного обучения за счет машинного обучения обречена на провал. Есть конечно очень интересные штуки, которые могут применяться в SEO, например, создание изображений, распознавание или написание текста с помощью ИИ или анализ семантических связей. Но рядовым специалистам даже в статусе senior эти знания ни к чему, если вы конечно не собираетесь посвятить целиком свою работу созданию сервиса для этих специалистов. Кстати изображение к этой статье создано при помощи онлайн сервиса стилизации изображений на основе нейронных сетей по алгоритму Google Deep Dream – некая стилизация в формате цифровых галлюцинаций.
  • Работа со ссылками. Со ссылками работать надо, но влияние их в Яндексе уже давно, а в Google все больше ослабевает. Если вы до сих пор тратите ощутимые бюджеты в этом направлении, заканчивайте. И там и там достаточно совсем немного искусственной ссылочной массы, чтобы вы были в топе.

Что поменяю я как специалист поменяю в подходе к оптимизации в 2021

В российском Google у меня никогда не было проблем с продвижением. Оптимизация под Яндекс + ссылки делало свое дело. Сейчас я понимаю, что все работает наоборот. Поэтому я решил попробовать продвигать сайты под США, чтобы во всю мощь прочувствовать все факторы, которые там действуют. Тенденция Google еще 2,5 года назад настроила меня на изучение английского языка и изучение руководства для асессоров. В этом году я хочу попробовать все на практике.

Время, которого сейчас действительно много уходит на качественную оптимизацию ресурса, необходимо освобождать. Поэтому я распродаю все свои висячие сателлиты и сайты под РСЯ/Adsense, чтобы фокусироваться помимо основной работы только на поставленной цели.

Также в планах попробовать продвижение на YouTube роликов для сайта.

Краткое руководство по 2021

Итак, вот краткие выводы о том, на что вам надо обратить внимание в 2021 году как оптимизатору в поисковых системах.

  1. Концентрируйтесь под Google, чтобы быть в топе Яндекса. EAT факторы Google, движение в этом направлении Яндекса, изменение выдачи поиска, research и обновление ваших материалов – все это поисковые системы любили и так, а теперь благодаря современным технологиям умеют еще и понимать и считать. На текущий момент достаточно оптимизировать сайт под Google, немного покрутить ПФ и вы будете в топе Яндекса.
  2. Изучайте продвижение на необходимых в вашей нише платформах. Попробуйте продвинуть видео на YouTube, зарегистрировать аккаунт на форуме аквариумистики или попробовать выложить рерайт статей на Яндекс Дзен.
  3. Уделяйте время ПФ-факторам, улучшайте, подкручивайте, но не крутите.
  4. Не пытайтесь создать искусственный интеллект, который будет оптимизировать сайт за вас и поубивайте наконец-то уже минимум половину ссылок на Сапе.

Спасибо за внимание. Топов всем!