введение
содержание
Теория
Как работает продвижение на Озоне?
- есть строка ввода поискового запроса;
- товарная реклама (на рисунке красным цветом);
- органические позиции – карточки представленные на белом фоне в отличие от рекламных на сером;
- ниже органической выдачи представлена пагинация и похожие запросы.
Первый и второй слой ранжирования: что учитывается при первичном выборе кандидатов?
Первый и второй слой следует рассматривать вместе, так как в его формировании принимают участие текстовые факторы сео, и только они будут иметь существенное влияние на данном этапе.
На первом слое происходит преобразование запроса: нормализация в начальную форму, обогащение синонимами и удаление незначимых частиц – предлогов и междометий. Далее отбираются все товары, в элементах которых встречаются все слова из преобразованного запроса. Если таких отобранных карточек оказалось недостаточно (сколько точно – неизвестно), то список дополняется карточками других товаров, в которых встречается хотя бы одно слово из измененного запроса. При этом поиск вхождений слов осуществляется в следующих элементах:
- название карточки товара и бренд;
- категории;
- атрибуты.
Важно понимать, что артикулы, текст описания, отзывов и вопросов о товаре не учитывается системой. Поэтому уделять внимание этим полям для сео оптимизации карточек Озон смысла нет. Но для дальнейшего ранжирования алгоритмом и улучшения конверсии посетителей в покупателей заниматься этими факторами стоит.
После отбора нескольких сотен тысяч товарных карточек происходит их сортировка в базовом слое по следующему алгоритму:
- линейная формула считает количество попаданий слов запроса в анализируемые поля;
- рейтинг товара добавляет от 0 до 25% к числу вхождений.
Третий слой ранжирования: что учитывается в машинном обучении?
Цель этого слоя – предсказать, какие из 2000 товаров пользователь купит с большей вероятностью. Она рассчитывается с помощью градиентного бустинга деревьев решений. На основе знаний о прошлых взаимодействиях покупателя с товаром модель обучается строить взаимосвязь между фичами (свойствами) и вероятностью покупки. Вот некоторые блоки фичей и вес их влияния в текущей версии алгоритма:
- 29% – показы, переходы в карточку, добавление в корзину и избранное. Другими словами поведенческие факторы.
- 17% – данные о конверсии в покупку за последние 60 дней.
- 12% – коэффициент текстовой релевантности.
- 10% – персональные предпочтения для отдельного пользователя.
- 5% – история изменения цены относительно собственной и текущая скидка.
- 5% – рейтинг и количество отзывов.
- 3% – скорость доставки.
Степень влияния фичей на SEO продвижение на Озон приблизительное и постоянно меняется.
Итак, все 2000 товаров выстраиваются по убыванию коэффициента вероятности покупки на основании данных фичей и передаются в следующий слой.
Четвертый слой ранжирования: как работают бустинги и дебустинги?
Бустинги
Платное поднятие или покупной бустинг; | |
Доставка со склада Озона realFBS или Ozon Fresh; | |
Доставка из ближайшего к пользователю склада; | |
Участие в акциях; | |
Скидки – улучшение собственной цены относительно предыдущих значений за последние 30 дней (от 5% до 50%) |
Дебустинги
Увеличение собственной цены относительно предыдущих значений. | |
Долгая доставка; | |
Повышение цены за последние 30 дней. |
Практика
Сео оптимизация карточек товара на Ozon
Поиск семантики
Инструмент предоставляет следующую аналитику:
- Популярность – аналог спроса и частотности в Yandex Wordstat, как часто пользователи запрашивают данное словосочетание.
- Добавление и конверсия в корзину – какая в среднем конверсия по данному запросу при добавлении в корзину.
- Средняя стоимость товара, добавленного в корзину – среднеарифметическая стоимость добавленных в корзину товаров.
- Запросы и доля запросов без результатов – количество раз, при которых пользователь не перешел ни на один товар по этому запросу.
К сожалению, ни API, ни выгрузки сервис не предоставляет, поэтому подбираем запросы вручную.
Второй способ – использовать подсказки из поисковой строки:
Заполнение заголовков и атрибутов карточки
Чтобы пройти модерацию и одновременно угодить алгоритму ранжирования придерживайтесь следующих правил:
- Старайтесь задействовать как можно больше запросов из семантического ядра, но руководствуйтесь общим правилам составления: <Тип товара>+<Бренд>+<Название и важные характеристики>.
- Не используйте более двух вхождений однокоренных слов, лучше включите синонимы.
- Начинайте заголовок с верхнего регистра, не используйте запрещенных символов или HTML-тегов, если их нет в названии продукта.
- Максимальная длина слова – 27, а всего максимальный размер заголовка – 200 символов.
- Разделите могут быть символы: “.”, “,”, “/”.
Рекомендация по заполнению атрибутов карточки проста – заполните все возможные атрибуты, какие предложит вам Ozon. Важная задача этого этапа – попасть в ТОП-2000 товаров, отобранных на базовом слое.
Улучшение популярности товара
Если вы хорошо проработали с семантикой и текстовым наполнением заголовка и атрибутов, то следующей вашей задачей будет пройти слой машинного обучения. Если посмотреть на важность фичей, которые мы описывали выше, то рекомендации будут следующие:
- Важней всего нарастить у карточки поведенческие факторы по запросу и в целом. Вы можете использовать накрутку поведенческих факторов или естественным способом повысить привлекательность товара. Причем, первое не отменяет второго – лучше задействовать оба механизма сразу. Естественная привлекательность достигается за счет цены, фотографий, видео, положительных отзывов, внешней рекламной компании, описания и прочего. Накрутку вы можете заказать у нас.
- Если ваш товар никто не покупает или покупают мало последние 60 дней, то купите его самостоятельно или через знакомых. Это будет дешевле, чем тратить бюджет на платную стимуляцию и заказ рекламных форматов. Если же у товара положительная динамика продаж – отлично! Поддерживайте её и дальше.
- Не забывайте участвовать в глобальных акциях маркетплейса Озон и периодом раз в 30 дней делать и снимать скидку.
- Все остальное касается больше вашего бизнеса: использование локальных и FBS складов, платные поднятия, качество товара и упаковки.
Работа с отзывам
- Главное правило – не должно быть ни одного товара без отзыва. Если по естественным причинам ваш товар еще не покупали, попросите знакомых или выкупите товар сами. Схема называется “самовыкуп”. После покупки появится возможность написать положительный отзыв на товар продавца. Если у вас большая матрица продукции, то можно заказать такую услугу в агентствах под ключ.
- Второе правило – держите рейтинг ваших товаров как можно лучшим. При снижении рейтинга пользуйтесь схемой самовыкупов или стимулируйте хорошие отзывы.
- Третье правило – побуждайте покупателей писать отзывы. Например, добавляя в комплект доставки бонусы, незначительные вещи и открытки с просьбой оставить положительный отзыв. Для популярных товаров повышать рейтинг продавца искусственно будет довольно затратно.
Услуги
Кейсы оптимизации сео на Озон
Мебель
Кейс в конкурентной тематике. Статистика представлена по 4-м карточкам. Три карточки по кухонным гарнитурам удалось вывести из 300-х позиций на первую страницу выдачи. Одну карточку по распашным шкафам вывели со второй на первую позицию. Достижение результатов заняло 1 месяц.
Детские подгузники
Довольно конкурентная тематика на маркетплейсе Ozon. Изначально были неплохие позиции на первой странице выдачи, поэтому в течение недели вывели большинство запросов на 1-2 позиции.
Чай
Средне-конкурентная тематика, большинство запросов были в конце первой, начале второй страницы выдачи. На скриншоте показана еженедельная динамика роста позиций. В течение месяца большинство запросов были выведены на первые позиции, по части запросов были улучшены позиции со второй страницы до первой.