Первый сайт
Основы поисковой оптимизации
В 2010 году после окончания университета мне предложили работать в сфере поисковой оптимизации в компании группы сайтов мебельной и интерьерной тематики – 360.ru. Мои знания относительно SEO ограничивались базовым знанием HTML, PHP и слов “Яндекс”, “Google”, “Рамблер”. Я согласился, потому что все равно не собирался работать по специальности и был открыт к новым направлениям.
Сайт 360.ru стал первым моим опытом в сфере поискового продвижения, на котором я опробовал базовые вещи по SEO. На вершине текущего опыта я понимаю, что было допущено много ошибок, а рост который продемонстрировал проект связан в целом с менее сложными алгоритмами поисковых систем и слабой конкуренцией того времени.
бизнес-модель
Цель оптимизации
Этот мебельный сайт не был полноценным интернет-магазином, а являлся агрегатором и каталогом мебели. Бизнес-модель сайта была следующей. Мебельные бренды или магазины покупали размещение в каталоге своих товаров, которые демонстрировались аудитории сайта. Запрос на покупку товара можно было подать через сайт, либо перейти по ссылке на сайт или страничку продавца. Все стандартно для агрегатора за исключением одного – ценовой политики. На сайт не допускалась мебель эконом класса и китайские реплики, только проверенные российские, европейские и американские бренды. Размещение в каталоге продавалось пакетами в зависимости от товаров. Решающими показателями для покупателя служила статистика посещаемости проекта и аудитория – дизайнеры. Поэтому основной целью поискового продвижения был трафик.
Наполнение сайта
В наполнении сайта участвовало несколько десятков профессиональных редакторов, которые в течение 3-х лет создавали, готовили профессиональное описание и вручную заливали базу с более 80 000 товарами от 800 брендов мебели и сантехники.
Сайт | : | 360.ru |
Тематика | : | Мебель |
Начало работ | : | 2010 |
Статус работ | : | Завершены в 2015 |
Формат работ | : | Трафик |
Результат | : | 450 000 посетителей в месяц |
Рост | : | +350% поискового трафика |
Стоимость | : | договорная |
Семантическое ядро более 37 000 запросов. | |
Кластеризация: 5000 продвигаемых из 1 млн страниц сайта. | |
Ежемесячная текстовая оптимизация и наполнение автоматической структуры. | |
Периодическая корректировка оптимизации. | |
Собственная ссылочная биржа. | |
Развитие маркетинга в отрыве от SEO. | |
Собственная CMS со сложной поддержкой. |
Стратегия продвижения
Как создавался трафик
В начале 2010-х годов поисковые алгоритмы были проще. Вполне себе работала средняя посредственная техническая оптимизация, тексты и ссылки. Причём последние работали в обеих поисковых системах. Трафик было приводить легко. Поэтому сайт с довольно приличной матрицей товаров нуждался в расширении структуры, а она строилась на парсинге семантики.
На работу с семантическим ядром отводилось до 70% рабочего времени. Все было стандартно: парсинг Wordstat, очистка, распределение по страницам, задание на создание новых разделов и тегов, написание заголовков и мета-тегов, копирайтерский текст. И так из месяца в месяц по разделам. В то время всё это делалось вручную.
В результате получалась довольно разветвленная структура с несколькими тысячами продвигаемых страниц формата раздел, категория, тег.
Отдельно хочется остановиться на ссылочной стратегии. Программистом была разработана собственная система управления ссылками и донорской базой. База набиралась из региональных СМИ-ресурсов не менее 100 000 страниц со стандартной оплатой 10 000 – 20 000 рублей в месяц. Всего было около 5 ресурсов. Донор должен был установить наш код в рекламном блоке каждой страницы сайта, а мы уже управляли из своей системой анкором, околоанкорным текстом и самой ссылкой. Код отслеживал посещение поискового робота, что позволяло отследить видимость ссылки роботами. Всего таким образом было проставлено несколько сотен тысяч ссылок. Помимо этого работа велась по естественным, социальным и крадут-ссылкам.
Результаты
К чему все привело
2014-2015 годы стали для сайта пиковыми с точки зрения объема трафика. Но, к сожалению не смогли спасти сайт и бизнес. Причин было несколько.
Кризисный период и первые санкции спровоцировали падение бюджетов европейских брендов для инвестирования в рекламный рынок в России. Рекламные контакты не продлялись, а бизнес-модель сайта, ориентированная на производителей, а не потребителей этого не выдержала. Стали резаться бюджеты, трафик перестал продаваться.
Довольно давно уже проектировался обновленный дизайн сайта на новом движке. Обязательства перед инвесторами требовали обновления сайта. Но новая самописка работала медленно, SEO там было погребено: изменение структуры со сменой всех ЧПУ, появления сотни тысяч дублей, неполная карта редиректов, которая вносилась в 5-6 этапов в течение 3 месяцев и прочие мелкие проблемы. После переезда трафик сайта рухнул в два раза и так не восстановился, а продолжал падать по мере появления новых проблем. В итоге денег, а также моральных сил на доработку нового движка не осталось…
К сожалению, доступов, на которых можно было бы показать падение трафика в системах статистики не осталось. На единственном скриншоте зафиксирован период роста сайта со 100 000 поискового трафика до 500 000 визитов в месяц.
Распределение трафика в Яндекс и Google было примерно поровну. География на 80% Москва. Трафик из регионов России не продавался, поэтому особой региональной стратегии и не проводилось.
Я завершил работать над проектом в 2016 году на пессимистической ноте. В последующие года не раз еще сталкивался с мебельными тематиками в качестве консультанта и аналитика, участвовал в антикризисных ситуациях, возвращая диваны в ТОП, но полноценно работать над мебелью не доводилось.